Все регионы
Искать объявления по всей стране

Как выбрать эффективную и работающую бизнес-модель

Если говорить простыми словами, то бизнес-модель — это понимание, каким образом вы планируете зарабатывать деньги. А именно: 

— кем являются ваши клиенты, 

— какие у них запросы, 

— какими свойствами должен обладать ваш продукт, чтобы он идеально подходил конечному потребителю, закрывая все его боли, потребности и желания.

 

Вы должны понимать: на этапе старта самое главное — выбрать правильную бизнес-модель. Это важно, потому что не разбираясь в этом вопросе, предприниматель рискует создать убыточный проект, который не будет приносить ни удовольствия, ни прибыли. Поговорим об этом подробнее.

 
Существует несколько подходов к задаче, как выбрать правильную бизнес-модель. Мы пойдем с вами от простого к сложному и разберем поэтапно каждый из них. 
Первое, что вам нужно сделать — определиться, кем вы хотите быть на рынке:
— поставщиком услуг;
— продавцом товаров;
— производителем;
— посредником;
 
В каждой из этих моделей есть свои плюсы и свои минусы.
 
Давайте разберем на простом примере. Если вы хотите заниматься брокерством, то здесь вы выступаете в качестве посредника между изготовителем продукции и конечным пользователем (покупателем).
 

Предположим, что вы решили заниматься мебелью. В данном случае вам необходимо выбрать бизнес-модель посредника, то есть вы закупаете мебель у производителя по оговоренным заранее ценам и продаёте с наценкой конечному потребителю.

 

Плюсы этой модели в том, что вы отвечаете только за блок продаж. Минусы: вы не можете управлять ценой закупки, так как независимо от вас могут вырасти цены на сырье.

 

Также вы должны понимать, что совершаете чаще всего разовую продажу. То есть, если человек обращается за кухонной мебелью, скорее всего он купит её один лишь раз и в дальнейшем к вам обращаться не будет. Но плюсы из этого тоже можно выявить. К вам в бизнес начнут поступать клиенты через сарафанное радио, так как довольный покупатель будет вас, конечно же, рекомендовать. 

Предположим, что вы решили выбрать вторую бизнес-модель – продавец товаров. У вас салон красоты, куда клиентки обращаются практически ежемесячно. Это огромное преимущество! Вам достаточно разово набрать клиентскую базу в две, три, четыре тысячи человек, и ваш бизнес будет постоянно работать.

 

Как в университете: вы работаете сначала на зачетку, вкладывая деньги в маркетинг и привлечение первых клиентов, а потом зачетка работает на вас. И это однозначно большое преимущество. Минус этой модели — постоянный контакт людей с людьми, и в случае недовольства мастером клиенты могут вас покинуть, а вам придется искать новых. 

Третья модель — вы являетесь производителем. Чаще всего производители зарабатывают максимальную маржинальность на свою продукцию, так как себестоимость составляет к примеру Х рублей, а конечный продукт может стоить Х5 или Х10 рублей.
 

Минус в том, что вас ждёт очень много внутренних процессов в рамках одного бизнеса.

 
1) Вы занимаетесь закупкой, так как вам необходимо сырье для производства.
2) Вы занимаетесь непосредственно самим производством.
3) Продажи.
4) И логистика будет тоже на ваших плечах.
 

В этой модели большим преимуществам будет являться то, что, когда вы наберёте определенную базу дилеров, которые будут реализовывать вашу продукцию, то в принципе ваша бизнес-модель становится очень устойчивой. Минусы — цены на сырье могут полететь в контроле, это боль многих производителей. 

После того, как вы определились какую бизнес-модель выбрать, можно начинать строить бизнес-план, вникать в процессы, прогнозировать каналы, добиваться увеличения клиентов, искать каналы сбыта, продажи и все остальные детали в вашем новом проекте.

 
Мы разобрали простые примеры и консервативный подход к выбору бизнес-модели. Так же можно разобрать бизнес-модели по формату типа клиентов:

 

В2В (бизнес/бизнес): оказание услуг или поставка товара для другого бизнеса.

В2С (бизнес/человек): товар или услуга от бизнеса до конечного потребителя.

C2C (человек/человек): когда вы занимаетесь обменом какой-то ценности. Так, например, есть различные шеринговые службы, когда вы сдаёте свой автомобиль в аренду конечному потребителю, но у вас при этом нет какого-то крупного бизнеса и вы можете выступать как частное лицо.

H2H: специалисты, эксперты в определенных областях оказывают консалтинговые либо другие услуги людям, которым нужны эти знания либо их компетенции.
B2G (бизнес/государство): например участие в различных государственных тендерах, гос.закупках, обеспечение государственных контрактов. Это могут быть поставки в государственные учреждения, либо обслуживание государственной техники.
 
И конечно более сложные структуры по выстраиванию передовых бизнес-моделей, которые позволяют вам опережать рынок, а не быть консервативными. Создание инновационного продукта, либо схему донесения ценностей до клиента.
 
Так, например, если мы посмотрим на современные маркетплейсы (Амазон, OZON, Авито) то поймём, что они предпочли выбрать инновационную бизнес-модель развития. У них нет розничных магазинов, все находится в режиме онлайн. Они не имеют собственной продукции, хотя сейчас некоторым маркетплейсы выпускает свою продукцию и люди со всего мира могут в режиме онлайн выбрать и  приобрести товары и услуги. Это и есть инновационная модель, которая получила широкое распространение в последние десятилетия, ранее о ней никто бы и не мог подумать.
 
К инновационной модели можно отнести современные сервисы, которые поддерживают различные бизнес-процессы. Так, к примеру, устанавливая новую CRM систему, либо пользуясь облачным хранением, вы можете получить доступ к этим сервисам на определенное количество времени, скажем, на месяц, и после этого уже выбрать приобретать его за деньги или нет. Это новый современный подход, о котором раньше никто не думал.
 

Поэтому у вас есть возможность продумать для себя что-то из разряда инноваций и оказаться в числе лидеров рынка. В любом случае, именно за вами остается решение какую бизнес-модель выбрать, ведь в каждой из них всегда есть точки роста и развития. Желаем вам удачи!

Назад в блог Следующая запись